По крупному:
- Переднюю часть в сервисную позицию
- Снять поликлиновой ремень
- Снять ГРМ
- Замена помпы и термостата - по желанию
- Поставить ГРМ
- Поставить поликлиновой ремень
- Переднюю часть в нормальную позицию
- Диагностика фаз ГРМ по VAG-COM (по возможности)
К отчету прикрепил пару PDF с картинками из ELSA.
Важно. Если предполагается замена ОЖ и масла то слить жидкости лучше до начала работ с прогретого двигателя. Теплое масло лучше течет - вытечет быстрее, а термостат открыт - ОЖ выльется больше.
Как я узнал в последствии слитие ОЖ с V6 это целое мероприятие. Во первых как и на рядных 4-цилиндровых надо слить ОЖ через пробку в радиаторе, а во вторых надо слить ОЖ из блока цилиндров через другую пробку. Последняя находится снизу на стыке с коробкой со стороны водителя. Мне было уже лень ей заниматься.
Установка передней части в сервисную позицию
На этом этапе телевизор со всем навешанным на него добром выдвигается вперед сантиметров на 8-10, при этом открывается свободный доступ к передней части мотора. Если нет особых планов, то жидкости сливать для этого необходимости нет.
Для того чтобы выдвинуть переднюю часть вперед необходимо:
- Снять оба передних колес
- Снять оба передних подкрылка
- Верхняя часть переднего бампера с обоих сторон крепится к крылу тремя болтами, доступ к которым открывается после снятия подкрылка. Открутить 3 гайки с каждой стороны.
В принципе к этим болтам можно добраться и без снятия подкрылок и колес. Если есть яма.
- Снять нижние решетки с бампера (те что на ПТФ), выкрутить два вертикальных болта (по одному с каждой стороны), которые проходят сквозь усилитель бампера.
- Сдернуть юбку бампера с кронштейнов на крыльях
- Осторожно снять бампер вперед
- Снять фишки с противотуманок
- Отключить шланг фароомывателя - со стороны бочка польется вода.
- Унести бампер чтоб не мешал
- Открутить по три самореза по краям телевизора (два сверху вдоль крыла, один сбоку-снизу фары)
- Открутить по три болта с каждой стороны с кронштейнов бампера + один страховочный справа
- Надеть на болты из пункта 4 защитные рубашки и вкрутить их в лишние отверстия рядом с кронштейнами бампера, так чтобы торчало сантиметров 10 болта (в одно из них вкручивается страховочный болт из пункта 11)
- Выдвинуть телевизор вперед
- С целью обеспечения безопасности зафиксировать телевизор саморезами из пункта 10: дальнее отверстие телевизора в ближнее на корпусе машины
Вот так примерно это будет выглядеть:
Снятие поликлинового ремня
Поликлиновой ремень находится над зубчатым, по этому снимать по любому
- Снять виско-муфту с вентилятором. Необходим ключ на 32 и спец. шняга, которой удерживается от вращения шкив вентилятора. Резьба у болта виско-муфты обратная. По этому откручивать по часовой стрелке.
- С помощью накидного ключа (воротка с головкой) или шестигранного ключа (разная конструкция может быть у натяжителя) повернуть натяжитель поликлинового ремня и зафиксировать его металлическим штырем
- Пометить направление вращения поликлинового ремня (если будет использоваться повторно)
- Снять поликлиновой ремень
Снятие зубчатого ремня
Ремень закрыт защитными чехлами, для получения доступа к нему также необходимо будет снять ролики поликлинового ремня.
- Снять натяжитель поликлинового ремня.
- Снять защитные кожухи слева и справа сверху.
- Вращая КВ за болт спереди установить поршень в первом цилиндре в ВМТ - при этом метка на шкиве-гасителе колебаний поликлинового ремня (находится на КВ) совпадает с меткой на нижнем кожухе ремня ГРМ, а планки на шкивах РВ большими отверстиями расположены внутрь.
На деле ELSA нагло врет. В ВМТ оказывается третий поршень. Первый в НМТ. Вот так-то.
- Снять заглушку снизу-слева двигателя, в районе масляного фильтра, вкрутить на ее место стопор КВ. у меня во время закрутки стопора КВ метка слегка сместилась, см. верхнее фото, но планка-фиксатор РВ тем не менее встает на место. На фото на переднем плане болт отверстия слива масла.
- С помощью планки зафиксировать положение РВ и ослабить затяжку болтов шкивов РВ на 3 оборота.
Со временем ремень растягивается и фазы слегка уходят от начального значения. По этому, если ремень ставился давно, то планка наверное может и не встать (у меня влезла, но в натяг). В принципе, тут она нужна только для того чтобы дополнительно зафиксировать шкивы и открутить болты. Так что можно втыкать ее только в тот шкив, который откручивается и держать рукой.
- С помощью съемника стронуть с посадочного места шкивы РВ. Снимать их не нужно. Шкивы должны свободно вращаться но без лишнего люфта.
- Снять шкив-гаситель колебаний, у меня он на 6 болтах был. Перед этим шкивом проходит магистраль кондиционера, чтобы снять шкив надо открутить ее крепление, одна гайка.
- Снять нижний и средний кожухи ремня ГРМ
- Снять ролик виско-муфты (если снимать ее до этого то можно отломать часть нижнего кожуха ремня ГРМ, что я и сделал, пришлось покупать новый). Два болта на внутренний шестигранник на кронштейне + два болта доступ к которым осуществляется через сам ролик. Последние болты через ролик не вытаскиваются и остаются внутри ролика.
- Ослабить натяжитель ремня ГРМ. Для этого повернуть его по часовой стрелке шестигранным ключом, давить плавно с постоянным усилием, зафиксировать натяжитель металлической проволокой или сверлом на 2. отверстие на оси может быть смещено относительно отверстий на корпусе, ось вращается, собственно этим на фото и занимаюсь.
- На этом этапе ремень ГРМ можно снимать. С нижнего шкива слазит с трудом. Я предварительно откручивал свободный ролик, чтоб не мешали. Если ремень будет использоваться повторно требуется пометить направление его движения.
Замена помпы и термостата
Доступ к помпе открывается после снятия ремня ГРМ, аналогично термостат. По этому имеет смысл поменять и их тоже. У меня вариант помпы с мех.приводом от ремня ГРМ.
- Чтоб не мешался снимаем шкив насоса ГУР
- Поскольку я предварительно сливал ОЖ без прогрева двигателя, то подумал что не помешает закрыть низ двигателя и навесное полителеном. Во избежание. Но вылилось не так много, может литр,и в основном под полиэтилен
- Термостат под пластиковым кожухом, который крепится 3-мя болтами. Чтобы вытащить термостать надо предварительно вытащить уплотнительное кольцо, например с помощью шила.
- Помпа крепится на 9 болтах + 2 гайки
- После этого устанавливаем все взад но уже с новыми термостатом и помпой.
- Далее можно заливать ОЖ.
- Закрываем все болты которые открывали для слива ОЖ
- Ослабляем затяжку болта на верхнем патрубке системы охлаждения, между насосом ГУР и цилиндрами
- Приподнимаем расширительный бачек, я просто поставил его почти вертикально, и вливаем ОЖ
- Как только ОЖ начнет сочиться из болта затягиваем его и доливаем ОЖ до нужного уровня
- Смотрим не течет-ли из под кожуха термостата, помпы и прочих дырок системы охлаждения.
Установка ремня ГРМ
В принципе все предельно просто. Поставить ремень, натянуть, затянуть все болты. Только нужен инструмент )
- Ставим на место свободный ролик
- Ставим на место ролик натяжителя, при этом проволоку пока не вытаскиваем. Ролик свободно болтается.
- Надеваем ремень, начиная с шкива КВ -> свободный ролик -> шкив РВ цилиндров 4-5-6 и далее по кругу, ролик натяжителя последний
- Надеваем на распредвалы фиксирующую планку
Это то самое место вокруг которого ломаются копья во время споров "с инструментом" vs "Без инструмента". Стопор КВ и надетая планка - гарантия правильной установки фаз, а точнее взаимного расположения поршней (КВ) и выпускных клапанов (РВ). Впускные клапана на совести ГНЦ и цепей. Когда в VAG-ком смотрится корректность установки фаз, то смотрится положение КВ-впускные клапана, датчики холла-то на них висят.
- Вытаскиваем проволочку, фиксирующую натяжитель ремня ГРМ
- Теперь надо натянуть ремень. Для этого надо вставить шестигранник в ролик натяжителя и потянуть его в сторону натяжения с усилием в 15Нм. Сторона натяжения это получается против часовой стрелки.
Тут я первый раз облажался - не знал что мои динамометрические ключи (FORCE) меряют только в сторону закручивания. По этому сначала ремень был натянут до состояния пока в ключе что-то не слетело, потом натяжитель опять был ослаблен и ремень повторно натянут "на глаз". Какие будут последствия и что там слетело, в ключе-ли или в двигателе, будет видно по эксплуатации. Но визуальный осмотр ремня никаких повреждений не выявил.
- Затягиваем болты на РВ. В мурзилках это делается в 2 этапа и со спец инструментом. Я затягивал сначала на 30Нм, потом окончательно, все время с надетой планкой фиксатора.
- Снять планку фиксатора РВ.
- После того как ремень натянут надо надевать его кожухи. Но перед этим надо поставить на место шкив виско-муфты.
- После установки шкива виско-муфты ставим нижний кожух ремня ГРМ, потом средний, в конце уже левый и правый.
Установка поликлинового ремня
Все еще проще чем с ремнем ГРМ
- Шкив виско-муфты уже стоит
- Устанавливаем шкив-гаситель колебаний (это тот что на КВ)
- Выкручиваем стопор КВ и ставим на место заглушку
- Ставим натяжитель поликлинового ремня
- Если натяжитель в расслабленном состоянии, то надо его повернуть и зафиксировать в этом положении стальным стержнем
- Я снимал также шкив насоса ГУР, возвращаем его обратно
- Надеваем ремень и вытаскиваем стопор из натяжителя поликлинового ремня
- Далее прикручиваем на место виско-муфту с вентилятором
Дальше заливаем масло, если сливалось, проверяем уровень ОЖ и помоляся запускаем. Если все ок, то собираем взад морду, надеваем бампер
Тут мне стало интересно посмотреть как крутится ремень ГРМ и я с запущеного двигателя снял левый кожух ремня ГРМ, дурная голова рукам покоя не дает называется. Один из зацепов кожуха попал между ремнем и задней частью кожуха. На ремне остался след типа как на лице от подушки. Но в принципе оболочка не порвалась и не повредилась. По этому решил пока понаблюдать, а там видно будет.
Из спец инструмента использовал аналоги оригинального от LICOTA:
- ATA-0376
- ATA-0509A
- ATA-0450
- ATA-0394
По цене инструмент вышел в районе 7200 с бесплатной доставкой по Москве
Пара слов по диагностике.
У меня 2.4 APS с электронным дросселем. ELSA говорит, что в моем случае фазы ГРМ диагностируются на горячий двигатель (>80 градусов) в 90 группе. По 2,3,4 окошку. Которые показывают соответственно статус управления фазами (выкл,вкл), фазы в правой голове (1-3 цилиндры), фазы в левой голове (4-6 цилиндры). Проверяется сначала на месте, потом в движении. На месте управление фазами должно быть ВЫКЛ, в сами фазы в диапазоне от -3 до 6. В движении, фазы включатся (как я понял, при увеличении нагрузки. На месте проверить не получится, только в движении) и значение должно быть в диапазоне 16-26. Если при включенном управлении фазами до 16 не доходит, значит привет ГНЦ.
Приходилось читать, что разница между фазами на головах не должна быть более 6. Но в моем случае в ELSA про это ничего не сказано.
Мои логи прикреплены к теме. Видно, что при ВЫКЛ фазы скачут вокруг нулей, при ВКЛ превышают 20. Все в порядке то есть. (логи можно просмотреть и в Exell`е к слову)