Автопортал Asmotor
Ваш город:
Вход
/
Регистрация
X

Ремонт абсорбера (аккумулятор паров топлива) на Toyota Funcargo

Ремонт абсорбера (аккумулятор паров топлива) на Toyota Funcargo

Где то пол года назад пришлось сливать бензин через бензонасос. Бензин еле лился, и в районе абсорбера было слышно сопение-хрюканье. Открыл крышку бензобака и бензин полился фонтаном. Особого значения я этому не придал, посчитал, что так и должно быть.

С этой весны, когда заведёшь двигатель, стало сильно пахнуть бензином, через некоторое время запах проходил. Облазив и обнюхав машину, явных утечек бензина не обнаружил.

Почитав в интернете статьи, пришёл к выводу, что эта проблема в абсорбере.

Но условия проверки работоспособности абсорбера (аккумулятора паров топлива), по руководству, соблюдались:

Немного теории.

Зачем нужен адсорбер в автомобиле. Адсорбер - основной элемент системы улавливания паров топлива. Система улавливания паров топлива вместе с адсорбером не дает выбрасывать в атмосферу вредные вещества. Заполнен адсорбер углем, который поглощает пары бензина.


Приведенная в целом схема справедлива для автомобиля любой марки (в funcargo немного по-другому). Адсорбер обычно расположен рядом с топливным баком (в funcargo под капотом) и соединен трубопроводами с сепараторами паров топлива (в funcargo нет таких) и с клапаном продувки адсорбера, расположенным в моторном отсеке. Электромагнитный клапан продувки адсорбера управляет электронный блок управления (ЭБУ) Пары топлива из баков частично конденсируются в сепараторе, конденсат сливается обратно в бак по трубопроводу (в funcargo такого нет). Оставшиеся пары по трубопроводу проходят в адсорбер через гравитационный клапан, установленный в сепараторе. Второй штуцер адсорбера соединен шлангом с клапаном продувки адсорбера, а третий — с атмосферой. При неработающем двигателе второй штуцер перекрыт электромагнитным клапаном. При пуске двигателя блок управления двигателем начинает подавать управляющие импульсы на клапан. Клапан сообщает полость адсорбера с атмосферой, и происходит продувка сорбента: пары бензина отводятся через шланг и дроссельный узел в модуль впуска. Неисправности системы улавливания паров топлива влекут за собой нестабильность холостого хода, остановку двигателя, повышенную токсичность отработавших газов и ухудшение ходовых качеств автомобиля. Узлы системы улавливания паров топлива снимают для проверки или замены при появлении стойкого запаха бензина вследствие нарушения герметичности узлов и трубопроводов, а также в результате отказа клапана продувки адсорбера. Кроме того, нарушение герметичности адсорбера и отказ клапана продувки могут стать причинами неустойчивой работы двигателя на холостом ходу вплоть до его остановки.

Или вот так:

Данная система предназначена для улавливания паров бензина в топливном баке, в камере дроссельной заслонки и всасывающем коллекторе, тем самым предотвращая их попадание в атмосферу в виде углеводородов. Система состоит из бачка с поглотителем (активированным углем), трубопроводов, соединяющих поглотитель с топливным баком, термопневмоклапана и контрольного клапана. На неработающем двигателе пары бензина попадают в поглотитель из бака и камеры дроссельной заслонки, где происходит их поглощение. При запуске двигателя бачок с поглотителем продувается потоком воздуха, всасываемого двигателем, пары увлекаются этим потоком и дожигаются в камере сгорания. Бачок оборудован тремя шариковыми клапанами, собранными в едином корпусе. В зависимости от режима работы двигателя и давления в топливном баке шариковые клапаны соединяют или разъединяют бак с термопневмоклапаном (который включен последовательно с камерой дроссельной заслонки).

Нормальная работа этого устройства:

При отключенном двигателе клапан этот закрыт, воздух с топливными парами проходит сквозь угольный фильтр и выходит в атмосферу, пары бензина при этом накапливаются в угле. Затем двигатель заводится. Спустя какое-то время (или по достижении определенных оборотов — зависит от программы управления) клапан этот открывается, и двигатель начинает просасывать воздух через абсорбер, проветривая его, забирая пары бензина из активированного угля, а также остатки паров из топливного бака.

Ненормальная работа этого устройства может проявляться так:

1-я причина. Клапан не герметичен, а трубка соединяющая абсорбер с атмосферой — засорилась (явление частое, учитывая, что сам абсорбер находится в колесной арке) (в funcargo под капотом). Тогда в жару пары бензина (а их в полупустом баке может образоваться очень много) травятся через клапан во впускной коллектор, забивая его и переобогощая смесь в первые секунды запуска (пока весь впускной коллектор не прокачается). Этим объясняются — не завод с первого, второго раза, учащение случаев не завода с неполным баком, учащение случаев не завода с бензином, имеющим низкую температуру кипения.

Ненормальная работа этого устройства может проявляться и так:

2-я причина. Клапан герметичен, а трубка соединяющая абсорбер с атмосферой — засорилась. Тогда после стояния на жаре пары бензина будут накапливаться в топливном баке, повышая давление в нем (при откручивании крышки бензобака после стоянки на жаре в этом случае будет слышен пшшшш) (в funcargo в крышке топливного бака есть клапан который сбрасывает избыточное давление, поэтому при откручивании этой крышки воздух не должен выходить (в основном, при неисправном абсорбере, он засасывается в бензобак), а если воздух выходит, значит, не работает клапан в крышке бензобака). При запуске, пока клапан закрыт, все происходит нормально. Машина заводится и работает какое-то время до тех пор, пока электроника не подумает, что двигатель уже достаточно устойчиво работает и пора бы уже приоткрыть клапан абсорбера. И в момент открытия клапана абсорбера пары под давлением устремляются из бензобака в воздушный канал, забивая его и переобогощая смесь. Двигатель глохнет, но будучи заведенным, повторно работает, как ни в чем не бывало (давление в бензобаке сброшено, все нормализовалось).



На более современных машинах может выдаваться ошибка Р0441. Ну а дальше он тянет за собой Р0130, Р1123, Р0300, Р0301, Р0302, Р0303, Р0304, еще всякие разные ошибки по работе кислородников. Машина дергается и тупит. Расход топлива увеличен.

А может быть, что из за неисправного абсорбера в бензобаке создается вакуум и при определённых обстоятельствах бензобак может «схлопнуться» (скукожется), есть описания подобных случаев.


Что делать, если абсорбер неисправен?

Купить новый, дорого от 3500 до 7000 руб. доставка от 21 дня и не факт что привезут. По каталогу выдаёт номер 77740-52041, а на родной номер 77704-52040 ни чего нет.

Поставить контрактный, а смысл, он практически отработал положенное.

Попробовать разобрать не разборный абсорбер и заменить внутренности.


Я решил попробовать разобрать. 
Опасность мероприятия в том, что если «не дашь ума» разобранному абсорберу (т.е. не соберёшь потом) машина не поедет. Не, ну в принципе, можно отрезать верхнюю крышку, где клапана, подсоединить и ездить так. Сам не пробовал так делать, но должно получиться :-).

Для начала (как обычно) «готовился». 
Спрашивал совета – ни кто толком не знает. 
Спросил в форуме https://forums.drom.ru/toyota-vitz-ya...post1140347740 тишина, может не заметили, или ни кто не заморачивался, или «а машина ездит, что ещё нужно»… Хотел предварительно знать, что внутри абсорбера именно funcargo. Может, у кого есть, был разбитый, что бы знать какой материал для замены готовить. Значит ни у кого нет…
Почитал в интернете, есть несколько заметок, что то похожих на отчёты о ремонте абсорбера.


Ремонт абсорбера аккумулятора паров бензина.

Сам абсорбер на своём месте.


Так выглядит.




Со снятой верхней крышкой.


Чтобы его разобрать, нужно отпилить дно абсорбера. Но внутри есть две пружины, которые с одной стороны упираются в дно абсорбера, а с другой в металлические пластины. Металлические пластины удерживают (утрамбовывают) уголь внутри. Для того чтобы уголь не просыпался, сначала делаем пропилы с широкой стороны, потом эти места закрепляем скотчем.


Потом надпиливаем оставшиеся части. Пилим только по краю глубиной около 10 мм. Сквозное пиление не должно быть, т.к. можно повредить пружины.


Отпилили. Переворачиваем вверх дном, снимаем скотч.


Убираем пружины, пластины, фильтры.


Высыпаем уголь.


Прочитав отчёты «ремонта» таких абсорберов у других марок автомобилей, я рассчитывал, что будут именно поролоновые промежуточные фильтры.

Как оказалось белые прокладки на фото, далее я их буду называть промежуточные фильтры, как верхние так нижние, между углём не поролоновые. 

Моё мнение, что это конечно лучший вариант, т.к. поролон со временем превращается в труху и забивает клапана абсорбера этой трухой и углём, возможно, в данном случае эта грязь может пойти и дальше по трубкам. 

Пришлось придумывать, из чего делать промежуточные фильтры. Но об этом потом.

Промежуточные фильтры, расположенные в верхней части абсорбера, запрессованы в корпус абсорбера. Пришлось их вырезать, а остатки зачистить острой стамеской (ни чем другим не подлезть).

Посмотрим на сами фильтры, особенно внутри…








Внешне выглядят более менее чисто, но внутри спрессовавшееся грязь.

В место этих фильтров я решил использовать тонкий войлок (нужны две стельки из войлока).

Для начала я вырезал лекало по нижнему фильтру 


А потом, немного подрезав, подогнал по месту (т.к. размер нижнего фильтра по размеру больше чем верхний).

Получилось вот так.


Этот фильтр (войлок) я по краю намазал клеем и приклеил.

Два других фильтра нужно было изготовить и закрепит иначе. Т.к. «родные» промежуточные фильтры были жёсткие, т.е. ни как тряпочка, а держали форму. А войлок форму не держит. Поэтому войлок я решил положить на пластиковую пластину вырезав из DVD диска.

Опять сделал лекало, как пластины, так и войлока.


Потом разрезал пополам и, подрезав, подогнал по месту.

В пластине прожёг несколько отверстий.

Так же между пластиком и войлоком я положил кусок хб ткани, чтобы ворс от войлока не забил клапана в абсорбере.

По контуру войлок, хб ткань, пластик промазал герметиком, сложил «бутербродом» и склеил.




Внутри абсорбера, посадочные места для фильтров тоже промазал герметиком и вставил новые фильтры пластиковой стороной в сторону клапанов. 

Почему в одном случае герметиком, а не клеем? Я посчитал, что пары бензина могут «разъесть» клей и может отклеиться промежуточный фильтр и клей и уголь попадёт на клапаны и дальше в трубки.


Новый уголь я взял из противогазных коробок.


Нужно таких 5 штук разобрать.

По объёму это литровая банка.


Засыпаем новый уголь.


Кладём, заранее вырезанные, войлоковые фильтры.


Ставим пластины и пружины.


Предварительно, в корпусе абсорбера и отрезанного дна я проделал прорези. Совместил корпус с дном и надпилил. Прорези нужны, для того что бы прижать дно к корпусу.

Дно к корпусу я приклеил с помощью эпоксидной смолы. Намазал обе плоскости по контуру эпоксидной смолой, совместил, в прорези вставил скобы от строительного степлера, потом скобы сжал плоскогубцами, прижав дно абсорбера к его корпусу. Замотал скотчем, для фиксации.



После того, как эпоксидная смола затвердела, промазал эпоксидной смолой по внешнему контуру, что бы исключить возможные непроклеенные места и подсос воздуха.




После окончательного затвердевания эпоксидной смолы, излишки зачистил.

Так же был заменён фильтр в верхней крышке абсорбера.



Это кусочек поролона.


Вырезал новый фильтр, из мочалки. Структура точно такая же (выбирал в хозяйственном магазине).


Установил.


Немного больше поставил :-).


Ремонт занял по времени 3,5 часа. Эпоксидная смола "сохла" ночь, утром поставил и поехал. 



Что изменилось, после ремонта абсорбера?

Легче стали продуваться входные выходные штуцера на обсорбере.

Почти не стало запаха бензина. (если зальёшь бак под самое горлышко, то попахивает или я придираюсь)

Мои субъективные наблюдения: легче заводиться, двигатель лучше работает, набирает скорость быстрее (как то легче), и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

admin
07:10:2017

    Наши страницы

    Контакты

    • Адрес: г. Моска ул. Зведная
    • Телефон: +7
    • E-mail: as.motor@mail.ru
    • Site: www.asmotor.ru